Объект в JavaScript - это тип данных, который может содержать коллекции различных свойств и других более сложных структур. Данные чаще всего объединены общим смыслом, что позволяет оперировать объектом, как единым целым. Свойства в свою очередь имеют имя и значение, что позволяет изменять их, извлекать, удалять или создавать новые.
Для создания объекта используют два варианта синтаксиса
let student = new Object(); // конструктор объекта
let student = {}; // литерал объекта или литеральная нотация
Чаще применяется второй вариант с фигурными скобками {...}
Литерал объекта - это список свойств заключенный в фигурные скобки и разделенный запятыми
let student = {
name: "Семён",
age: 21,
"student level": "junior",
course: "JavaScript разработчик",
};
let student
- переменная куда записывается ссылка на объект.
name: "Семён"
- необязательный параметр свойство в формате ключ: значение
, где первое это имя или другими словами id свойства, а второе его значение.
course: "JavaScript разработчик",
- последняя запятая называется «висячей», она не обязательна, но такая запись упрощает замену свойств, добавление новых или удаление существующих.
"student level":
- если имя свойства состоит из двух слов, оно заключается в кавычки. Значение свойства также заключается в кавычки, но только если это строка.
Объекты в JavaScript - это ссылочный тип данных, поэтому присваивая объект переменной, мы записываем туда не сам объект, а только ссылку, которая указывает на то место в памяти, где он хранится.
Для того, чтобы получить весь объект необходимо просто обратиться к переменной.
console.log(student);
Обратиться к отдельному свойству можно двумя способами: через точку - объект.свойство
alert (student.name);
и с помощью квадратных скобок объект["свойство"]
alert (student["student level"]);
Если в ключе есть пробелы, он начинается с цифры или содержит специальные символы, кроме кроме $ и _ обратиться к нему можно только последним способом.
Если обратиться к свойству, которого нет в объекте, программа вернет undefined и продолжит выполнять код. Такое поведение в JavaScript с одной стороны не мешает работе программы,с другой может привести к ошибкам, которые не просто отловить.
Также обратиться к свойству можно только через скобки, если его имя хранится в переменной.
let studentLevel = "student level"
let student = {
name: "Семён",
age: 21,
"student level": "junior",
course: "JavaScript разработчик",
};
alert(student[studentLevel]);
В этом случае при обращении имя переменной в квадратных скобках записывается без кавычек.
Возможна и такая запись
let studentLevel = "student level"
let student = {
name: "Семён",
age: 21,
[studentLevel]: "junior",
course: "JavaScript разработчик",
};
alert(student["student level"]);
В этом случае [studentLevel]
называется вычисляемым свойством, а обратиться к нему можно через значение, которое мы записали в переменную studentLevel
.
Имя свойства - это символ или строка и все другие типы данных будут приведены именно к строке. Таким образом даже если имя ключа 0, то это именно строка, а не число и обратиться к нему можно какobject[0]
, так иobject["0"]
.
После того, как мы научились обращаться к свойствам, давайте разберем, что с ними можно делать еще.
let student = {
name: "Семён",
};
student.age = 21;
student["student level"] = "junior";
student.course = "JavaScript разработчик";
console.log(student);
Чтобы добавить новое свойство: сначала пишем имя переменной, где лежит нужный нам объект, далее имя нового ключа, знак равно и нужное значение.
let student = {
name: "Семён",
age: 21,
"student level": "junior",
course: "JavaScript разработчик",
};
delete student["student level"];
delete student.age;
console.log(student);
Для удаления пары ключ: значение
мы используем оператор delete
и сразу же смотрим результат в console, где объект student
выводиться уже без age
и "student level"
.
const student = {
name: "Семён",
age: 21,
"student level": "junior",
course: "JavaScript разработчик",
};
student.age = 29;
student["student level"] = "middle";
console.log(student);
Изменение свойств происходит привычным нам способом, обращаемся к нужному ключу и записываем через =
новое значение.
При объявлении объекта через const, остается возможность править его: добавлять, удалять изменять свойства. JavaScript выдаст ошибку только в том случае, если попытаться присвоить самой переменной другое значение.
В отличие от переменных имена свойств можно называть, как угодно, даже используя зарезервированные слова, такие как let
, var
, const
и так далее. Единственное название, с которым возникнут проблемы это __proto__
, но скорее всего вряд ли вам захочется называть свойство именно так.
let skills = {
var: "1", // можно
let: "JavaScript", // можно
"__proto__": "3", // свойство доступно не будет
}
Объекты в свою очередь могут содержать в качестве значения свойств другие объекты.
let student = {
name: "Семён",
age: 21,
skills: {
html: true,
css: true,
react: false,
},
};
console.log(student.skills.html);
В таких случаях обращения к вложенным объектам происходит по цепочке.
Проверить свойство на существование в объекте можно двумя способами.
let student = {
name: "Семён",
age: 21,
"student level": "junior",
course: "JavaScript разработчик",
};
if (student["work experience"] === undefined || "work experience" in student === false) {
alert ('Студент не имеет опыта работы!');
};
student["work experience"]
- в первом случае мы пользуемся тем, что если обратиться к свойству, которого нет в объекте, программа вернет undefined
.
"work experience" in student
- во втором случае мы пользуется специальной конструкцией "key" in object
. Если свойство есть, получим true
, в противном случае false
.
Эти два способа взаимозаменяемы, кроме того случая, когда значение ключа равно undefined
.
for (let key in object) {
console.log(key);
console.log(object[key]);
}
let key
- объявляем переменную, которая будет содержать имена свойств. Название переменной не обязательно должно быть именно key
.
object
- имя объекта с которым работаем.
console.log(key)
- выводим в console имя свойства.
console.log(object[key])
- выводим в console значение свойства.
{...}
- код заключенный в фигурные скобки называется телом цикла и выполняется для каждого свойства объекта.
С помощью for…in
можно перебрать свойства и объекта в объекте.
let student = {
name: "Семён",
age: 21,
skills: {
html: true,
css: true,
react: false,
},
};
for (property in student.skills) {
console.log(property + ": " + student.skills[property]);
}
В круглых скобках мы явно общаемся к нужному объекту student.skills
, также делаем и при получении значении ключа student.skills[property]
.
Если свойства «целочисленные», тогда ключи сортируются по возрастанию.
let skills = {
"30": "React",
"1": "HTML",
"3": "CSS",
"10": "JavaScript",
};
for (key in skills) {
console.log(key + ": " + skills[key]);
}
В этом случае в console можно будет увидеть следующую записать
1: HTML
3: CSS
10: JavaScript
30: React
«Целочисленное свойство» – это свойство (строка), которое может быть преобразовано в число и обратно.
"1", "4", "10", "38", "85" - целочисленные.
"+1", "-4", "10.3" - не является целочисленным.
Во всех остальных случаях, когда свойства не целочисленные, ключи будут выводиться в порядке записи в объекте.
let skills = {
"4": "React",
"1": "HTML",
"2": "CSS",
"3": "JavaScript",
};
let skillList = skills;
skillList["5"] = "NodeJS";
console.log(skills);
console.log(skillList);
Помещая объект в другую переменную, мы не создаем новый объект с такими же параметрами, а записываем в переменную ссылку на уже существующий.
В примере мы записали ссылку на объект в переменную skillList
, добавили туда свойство с именем "5"
и значением "NodeJS"
. Далее вывели в console skills
и skillList
и видим 5: "NodeJS"
, как в первом, так и втором варианте.
Продублировать объект в другую переменную, можно двумя способами, с помощью метода Object.assign
и цикла for…in
.
let skills = {
"4": "React",
"1": "HTML",
"2": "CSS",
"3": "JavaScript",
"5": "NodeJS",
};
let mySkills = Object.assign({}, skills);
delete mySkills["2"];
console.log(skills);
console.log(mySkills);
В примере мы продублировали объект skills
в переменную mySkills
.
Object.assign({}, skills);
{}
- фигурные скобки в данном случае говорят, о том, что мы создаем новый объект.
skills
- объект который копируем.
Используя для дублирования цикл for…in
мы напрямую переписываем все свойства из объекта в объект.
let skills = {
"1": "HTML",
"2": "CSS",
"3": "JavaScript",
};
let mySkills = {};
for (let key in skills) {
mySkills[key] = skills[key];
}
delete mySkills["3"];
console.log(mySkills);
console.log(skills);
1. Объекты в JavaScript – это важная часть языка программирования, они часто используются и нужны для хранения коллекций и более сложных сущностей.
2. Информацию из объекта можно получать, её можно менять, удалять или добавлять.
3. Сама переменная куда мы как бы записываем объект, на самом деле содержит ссылку на место в памяти, где размещен этот объект.
4. Для перебора свойств объекта есть специальный цикл for…in
.
5. В качестве свойств объекта, могут быть другие объекты и функции.
6. В JavaScript есть разные типы объектов: